Миссия невыполнима 4: Протокол Фантом
Год: 2011
Страна: США
Слоган: «Плана нет. Помощи нет. Выбора нет»
Режиссер: Брэд Бёрд
Жанр: боевик, приключения, триллер
В ролях: Том Круз, Джереми Реннер, Саймон Пегг, Пола Пэттон, Самули Эдельманн, Микаэл Нюквист, Владимир Машков
«Миссия невыполнима 4: Протокол Фантом» демонстрирует со всей силой очевидности — холодная война возвращается. И дело даже не в эффектном подрыве Кремля…
«Миссия невыполнима 4» — это возможность невозможного, нереальность желаемого, желаемая реальность, которая, к счастью или к сожалению, существует только в кино. В этом фильме фантасмагорично смешалось прошлое, настоящее и будущее, полный абсурд с прозрачной логикой, гомерический хохот со скепсисом. Если воспринимать фильм «Миссия невыполнима 4» за чистую монету, то ни позитива, ни восприятия вообще не будет, потому что перед нами предстает чистое кинематографическое безумие, достойное сравнения с прошлыми образцами голливудского агитпропа, где первое место законно и общепризнано занимает комический, даже сатирический Джеймс Бонд, который, будучи приближенным к королю (или королеве), шутит на слезливые темы.
Герой серии фильмов «Миссия невыполнима», кажется, опередил Джеймса Бонда, выхватив у него пальму первенства в шутовстве. Конечно, дело не в исполнителе роли: Том Круз, играющий Итана Ханта, никоим образом, кроме субъективного, не опережает исполнителя роли нынешнего Джеймса Бонда, Дэниэла Крэйга. Но в фильме «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» содержатся и меткие жгучие вопросы жизни, и форма шутливого, абсурдистского высмеивания реальности, а это раньше имел безальтернативно только сериал создателей господина Флемминга и семейства Брокколи. Это все имело место в 70-80-х годах, когда Шон Коннери и Роджер Мур были артистическими представителями воинствующего капиталистического Запада, бессознательными комментаторами свободы дорейгановского и особенно рейгановского правительства ярких, оправдано понятных ненавистников всего коммунистического, советского, российского. При этом надо иметь в виду, что Голливуд — единственный в мире максимально независимый конгломерат бизнесменов, которые не финансируются государством, а наоборот — сами финансируют государство!
«Миссия невыполнима 4» — лучшая миссия. В ней есть все, что нужно для всех возможных зон восприятия и возможных рефлексий, для любой аудитории. Бешеный темп, головокружительные трюки, убийства плохих и гибель «хороших» — это все было и раньше. И важную роль сыграло приглашение Брэда Берда в кресло режиссера. Режиссер и сценарист пиксаровского мультипликационного комедийного экшн-шедевра «Суперсемейка» (и недооцененного «Рататуя») — это отличный выход для серии «Миссии невыполнима», порожденной Брюсом Геллером и Брайаном Де Пальма в далеком 1996-м и похороненной, как это ни удивительно, голливудским генератором идей Дж. Дж. Абрамсом 10 лет спустя.
Брэд Берд — современный гений анимации движения, дизайна и истории, имеет главное, чем, собственно, одолевал всех остальных классический Бонд — юмор. Думается, именно шутливость, гибкость в восприятии самого тяжелого, шутливость, как способ защиты психики, и является козырным тузом новой «Миссии невыполнима 4». При полном безумии, которое происходит на экране, именно юмор является тем ферментом, на поверхности которого встречаются две молекулы — мнение сценариста с пониманием зрителя, и вступают в реакцию. Без юмора не было бы адекватной (позитивной) реакции зрителя на сюжет фильма, как без реакции между молекулами не было бы жизни вообще.
Хотя порой зрителя может спасти от полного неприятия момента лишь врожденное или приобретенное чувство юмора, как в случае с центральной интригой фильма: оказывается, главный злодей в четвертой части «Миссия невыполнима» должен похитить коды запуска российских баллистических ракет с ядерными боеголовками! Это уже смешно для любого зрителя с этой, не западной стороны света — у русских можно украсть даже такое.
С одной стороны, абсурд думать, что коды запуска в наше материальное время кого-то могут интересовать, разве что каких-нибудь редких бельгийских или норвежских протестующих. Они так плохо охраняется, что их могут красть сразу две разные организации: в самое безопасное место России, архив Кремля, попадают две иностранных персоны.
Следующий момент — это теракт — подрыв и полное уничтожение Кремля, центра русского самодержавия. Еще никто такого себе не позволял в большом, прокатном кино — ни во времена Рейгана, ни во времена Бушей. А вот во времена Обамы, казалось бы, наиболее демократического президента Штатов, спроектировали, получили разрешение от московских властей, где фильм снимался, и взорвали.
Еще одним атрибутом холодной войны является наличие в фильме российского героя, следователя, который ищет исполнителей теракта. В исполнении хорошего актера Владимира Машкова, этот герой предстает не только в виде малосимпатичного, клишированного и туповатого националиста желающего отомстить за «свою страну», но и правдиста с требованием исполнить свой долг найти истину и настоящего преступника. Так и видим смесь «бондиановского» генерала Гоголя из «Шпиона, который меня любил» с «милиционером на мотоцикле» Георгия Жженова в фильме «Берегись автомобиля». Такая фактура является исключительно бондовским изобретением, комиксовым персонажем с большим смысловым бэкграундом. Зритель получает мощный программируемый месседж — враг может быть смешным и даже справедливым, но он все равно является врагом.
Голливуд в который раз убил сразу двух зайцев: выдал профессиональный коммерческий продукт, который заработает кучу денег благодаря мощным спецэффектам и смешным шуткам, и указал на старых-новых врагов. То, что Эмираты и Индия в конце оказываются третьей, решающей стороной в борьбе антагонистов, является удачным дополнительным штрихом, не указывающим на «зло» Нострадамуса, впрочем, его зеркально отражающим. За это дополнение особый респект создателям. За юмор, думаю, респект будет выдаваться инвесторами — без юмора этот товар «из России без любви» был бы бракованным, и списался бы на склад крупнейших провалов 2011 года.
Трейлер к фильму «Миссия невыполнима 4: Протокол Фантом»
Три части смотрел с удовольствием. Надо будет и четвертую посмотреть обязательно.